К сожалению, на сервере произошла ошибка. Вы можете попробовать отправить сообщение еще раз позже.

Ваше сообщение успешно отправлено.

Введите свое имя, адрес электронной почты и сообщение.






0%


   

Информация о приоритетных отраслях экономики Омской области

Сильными сторонами региона в отношении конкурентоспособности для Омской области являются:

  1. Благоприятная структура портфеля кластеров (наличие потенциала для развития ключевых кластеров - АПК, нефтехимический, машиностроительный).
  2. Наличие города-миллионника (потребительский рынок, человеческие ресурсы, инфраструктура).
  3. Выгодное географическое расположение области на пересечении транспортных коридоров «Европа-Китай» и «Север-Центральная Азия».
  4. Благоприятные климатические условия для выращивания основных сельскохозяйственных культур среди ряда регионов СФО.

В настоящее время основными точками роста региональной экономики Омской области являются: развитый сектор нефтепереработки как источник сырья для нефтехимии; глубокая переработка сельскохозяйственной продукции; сектор высокотехнологичных компонентов и систем.

Points

Нефтехимический кластер в Омской области играет главенствующую роль в экономике Омской области.

Текущий уровень взаимодействия между компаниями кластера высок, при этом существует возможность встраивания в цепочки для развивающихся компаний.

Омский регион имеет конкурентные преимущества: крупные заводы: НПЗ, производитель каучуков и техуглерода; лидерство по производству некоторых продуктов нефтехимии (ксилол, фенол, техуглерод, шины); стабильно работающий нефтепровода; привлекательность компаний отрасли как работодателей вследствие достойного уровня заработной платы. Омск входит в число ведущих регионов в РФ по нефтепереработке и производству нефтехимической продукции.

В 2010-2015 годах ожидаемый среднегодовой рост внутреннего спроса на нефтепродукты в целевом сценарии составит 3,9%. Это в свою очередь определяет ключевые факторы, определяющие развитие российского рынка:

  • рост автомобилизации населения (ожидаемый уровень автомобилизации населения к 2015 г. будет выше на 25% по сравнению с 2010 г.; ожидается увеличение доли потребления дизельного топлива в связи с большей экономичностью и экологичностью дизельных автомобилей – за 2001-2010 гг. доля дизельных машин в российском автопарке выросла втрое и превысила 15%); 
  • рост пассажиро- и грузооборотов (рост грузооборота (на 3,5% в год до 2015 г.) приведет к увеличению потребления дизельного топлива (доля железнодорожных перевозок – основного промышленного потребителя дизельного топлива – в общем грузопотоке составляет более 80%);
  • рост пассажиропотока (на 4% в год до 2015 г.) увеличит спрос, в первую очередь, на бензины и дизель (доля автомобильного транспорта в пассажирообороте составляет более 60%)).

Stat

Источники: Федеральная служба государственной статистики, аналитика StrategyPartnersGroup

Вклад кластера АПК в экономику Омской области значителен, при этом существует потенциал дальнейшего роста за счет роста производительности. Конкурентными преимуществами Омского региона для формирования кластера в сфере АПК является:

  • развитие глубокой переработки с/х продукции (мясо, молоко, зерно, картофель, в том числе производство продуктов питания с высокой добавленной стоимостью в средней и высокой ценовой категории);
  • развитие производства рапсового масла;
  • ориентация производства на вывоз в другие регионы РФ и Казахстан;
  • развитие промышленного производства готового питания согласно современным стандартам качества.

Apk

Рис. Карта агропищевого кластера Омской области

Преимущественным для Омской области при возделывании сельскохозяйственных культур является вегетационный период, он достаточно продолжительный.

Veg

Выгодное сочетание длительного вегетационного периода, большого объема суммарной солнечной радиации, годовой суммы осадков (более 300 мм) и плодородных черноземных почв создает необходимые условия для вызревания хорошего урожая большинства традиционных для Омской области культур – зерновых, картофеля и овощей.

Благоприятные климатические условия складываются для развития подотрасли АПК – льноводство. В этой связи конкурентными преимуществами являются: современные действующие предприятия по переработке льна с высоким качеством продукции; наличие профильного вуза (омский государственный аграрный университет) и колледжа; высокий спрос на продукцию (со стороны медицины, текстильной промышленности); наличие омских производителей оборудования для сбора льна (омский экспериментальный завод при РАСН); расширение линейки продукции товарами с высокой добавленной стоимостью (например мед. вата и перевязка); экспорт продукции переработки в другие регионы и за рубеж.

Forest

В настоящее время вклад сектора лесозаготовки и деревопереработки в экономику Омской области мал как по величине, так и по производительности, тем самым потенциал для привлечения инвестиций в кластер значителен по следующим причинам:

  • По объему лесных ресурсов Омская обл. занимает 29 место среди регионов РФ. Леса занимают 42% площади области (5 926,6 тыс. га).
  • Общий запас лесных насаждений – 622 млн куб. м.
  • Основу лесозаготовки составляют твердые сорта древесины (береза).
  • Допустимый ежегодный объем лесосеки составляет 13,9 млн. куб. м., из них:
    • березы – 9,9 млн. куб. м.
    • осины – 2,3 млн. куб. м.
    • сосны, ели, пихты – 1,2 млн. куб. м.
  • В целях заготовки древесины предоставлено в аренду за 2008 – 2011гг. более 50 лесных участков с ежегодным допустимым объемом 1 119,6 тыс. куб. м.
  • В настоящий момент лесной ресурс используется слабо: спелые и перестойные насаждения составляют до 44%.

Таким образом, потенциал для наращивания лесозаготовки (расчетная лесосека вырубается на 20%) является очевидным. В результате привлечение крупных внешних инвестиций для использования невостребованного в регионе сырья обосновано ресурсной базой, причем привлечение внешних инвестиций преимущественным является в производство конечной продукции (мебель). В этой связи  актуальным является привлечение производителей лесозаготовительного и деревообрабатывающего оборудования, строительство автодорог для доступа к лесным ресурсам.

Транспортная инфраструктура и географическое положение удобны для выхода на российские и иностранные рынки (по железной дороге). Имеются условия для формирования развитого кластера (наличие родственных и поддерживающих отраслей – машиностроительной, химической, строительства и стройматериалов).

Сектор тяжелого машиностроения имеет хорошую базу для развития в сегменте сельскохозяйственной техники.

Stat -2

Источники: Федеральная служба государственной статистики, аналитика StrategyPartnersGroup

Tech

Рис. Карта сектора тяжелого машиностроения Омской области

Омская обл. обладает выгодным транспортно-географическим положением, что делает возможным создание транспортно-логистического кластера.

Структура транспортно-логистического сектора Омской области представлена видами транспорта: автомобильным, желедознодорожным, авиационным, водным, а так же в складские услуги. Наличие всей  базовой транспортной инфраструктуры (сеть авто и железных дорог, международный аэропорт, водные судоходные пути, трубопроводный транспорт) является преимуществом для развития транспортно-логического сектора.

Transp

Кроме того, выгодное транспортно-географическое положение, а так же наличие специализированных учебных заведений (СибАДИ, ОмГУПС, Омский институт водного транспорта) способствует расширению эффективного экономического сотрудничества с другими регионами (пересечение крупнейших транспортных магистралей).